# Войнушка
hugeping(ping,1) — All
2021-03-28 21:59:55
Кажется, есть такая аналогия, что человек за свою жизнь проживает те же этапы, что и человечество. То есть, история жизни отдельного человека как фрактальный фрагмент вложен в общий фрактальный рисунок мировой истории.
Не знаю, лично моё ли это наблюдение, или это характерная черта того периода истории, в котором прошло моё детство, но я отчётливо помню свой первый опыт навязывания относительности морали.
В детстве мы всем двором играли в "войнушку". Кстати, у каждого поколения свои игры. И мне кажется, "войнушка" осталась в прошлом. Можно возразить, что военные игры перешли в компьютерные стрелялки. Но мне думается, это не совсем так. Играя в "войнушку", мы как бы всегда противопоставляли себя - хороших и врага - плохих. Как мне кажется и помнится, это не было просто "игрушечной бойней". Это был способ почувствовать этот "вектор". Хотя, конечно, я могу ошибочно обобщать личный опыт.
Потом был период "перестройки", в который пропаганда попыталась вовлечь и детей. Помню, как в детских передачах, в школе, постепенно пошли разговоры о разоружении. В том числе и "детском разоружении". Кажется, вспоминается кадр (ТВ?), когда дети выбрасывают игрушечное оружие... Не знаю как другим, но мне было не по душе. Я не понимал, что плохого мы делали? Ведь в "войнушке" мы всегда были за хороших и против плохих! К счастью, эта фальшивая движуха как-то быстро сошла на "нет".
Ну, а что было потом -- все знают...
Когда у нас в стране стали массово появляться сначала "бытовые" компьютеры, а затем и "персоналки", конечно, мы все были ошеломлены компьютерными играми! Во многих играх правила не отличались от "войнушки" и было очевидно, что мы играем за "хороших парней". Принц. Вольфенштейн. Another World. Flashback. Ну и так далее... Даже в думе мы мочили "плохих парней", следовательно, были "за наших".
Но потом, я точно помню этот момент, что-то изменилось. Стали появляться игры, о которых было принято говорить в превосходной форме, потому что они предлагали "новые ощущения". Одну из таких игр я купил. По своей наивности, поддавшись общему настроению. Это была Dungeon Keeper, в которой мы играли за злого персонажа, властелина подземелий и который уничтожал, мучил и так далее -- хороших героев. Я не помню, как долго я играл в эту игру. Скорее всего раза два. Но я точно помню что был обескуражен. Что это? Что происходит? Но все в моём окружении, как один, хвалили игру. И я верил им.
Наверное, были и другие игры, но точно я уже не помню. Вспоминается только Warcraft. Одна из частей, в которой можно было играть за орков. Первый раз в серии. Я тоже был сбит с толку. Я видел как мои друзья с восторгом проходят кампанию за силы зла и не мог этого понять. Кажется, под общим внушением я начинал компанию за орков, но потом бросил.
Конечно, фрактал человеческой истории раскручивается. Наивные представления рушатся, как представления ребёнка. Но всё-таки, здесь что-то не так.
Враждующие армии, ведомые генералами и политиками, сталкиваются. И солдаты по обе стороны линии фронта умирают. Шальные снаряды убивают невинных детей. На чьей стороне правда? Не всегда ответ очевиден. Да, наверное, в высшем смысле, война -- всегда зло. Но это понимание приходит тогда, когда появляется более фундаментальный ориентир. Понимание, что все мы в одной лодке и чистенькими остаться -- не получится. Что руками жар загребать (c) всё-таки придётся. Что высшая правда, истина -- существует. И перед ней мы все предстоим равными.
Но всё это отличается от ситуации, когда релятивизм навязывается без этого высшего ориентира. Просто как норма. А в случае игр -- как прикол, поиск новых впечатлений...
Может быть я так и не вырос, но мне до сих пор не нравится, когда у меня хотят отобрать мою "войнушку".
Весь мир идёт на меня войной (c).
# Re: Войнушка
boscholeg(ping,5) — hugeping
2021-03-29 09:13:58
Мне кажется ты Пётр сильно сгустил краски. Думаю сильного крена в сторону игры за плохих не наблюдается.
Игры где можно было выбрать сторону конфликта существуют уж очень давно. Вспомни тут же Дюну II, там можно было играть за Харконнена. Откровенно отрицательного персонажа.
Но играя за красных в Дюне я осознавал, что я играю за плохих. И после того, как освоился пробовал играть за синих.
Есть игры откровенно асоциальные - тот же Кармагеддон, Постал или Еретик. И это отдельная тема. И при этом почти все РТС предоставляют возможность играть за плохих. Причем у "плохишей" обычно пушки получше.
Но это все вторично. Играя в войнушку мы точно знали почему хотим быть за своих и не хотим быть за врагов. И такое знание было продуктом воспитания в семье. Нет никаких предпосылок надеяться, что абсолютно коммерческий проект (игра) будет воспитывать мораль и ответственность у игроков. Нам надо просто так же как и нашим родителям "цензурить" те брызги которые долетают до наших детей. Современные игры и медиа требуют очень жесткого наблюдения за их содержимым с точки зрения морали и воспитательной составляющей. А чем старше будут дети, тем больше тебе останется лишь надеяться, на то они уже достаточно самостоятельны и что-бы отделить зерна от плевел.
# Re: Войнушка
vvs(ping,12) — boscholeg
2021-03-29 09:52:15
Явно субъективное мироощущение, КМК.
В детстве это была не просто игра, а подражание "защитникам отечества". Своебразная "реконструкция". А в Warcraft я не делю стороны на плохих и хороших, своих и чужих - там все одинаковые. Зелёненькие, конечно, не такие, как все, но это меня не смущает ;) Играть за немцев в Enemy Territory? Против американцев - пожалуйста. Они столько без устали доказывают, что воевали одни против всех, что я уже почти им поверил :) А супермен-демократизатор Бласковиц - раздражает даже. И, кстати, во время холодной войны разве не были они официальным противником? Да и сейчас, что изменилось? Немцы там выглядят скорее глупыми, но трудолюбивыми. Вон сколько всего понастроили, что варвар Бласковиц разрушил ;) Концлагеря-то в игре как-то странно пропущены, так что те ли это фашисты? Альтернативная реальность.
Из антисоциальных игр - GTA. Вот уж где действительно играешь за "плохих". Почувствовать себя главарем банды - это уж, действительно, другие ощущения. Но после "Бандитского Петербурга" и вообще 90-х - это вызывает странные чувства. К тому же действие опять не в нашей стране. У меня знакомый в нее очень любил, так, по-моему, он себя чувствовал не иначе, как Штирлицем :)
Детей надо учить отечественной истории, а не компьютерными играми мозги промывать. И так эффект от этого во многих странах явно ощущается.
# Re: Войнушка
hugeping(ping,1) — boscholeg
2021-03-29 09:53:15
boscholeg> Думаю сильного крена в сторону игры за плохих не наблюдается.
Я не о крене в сторону плохих. Я о крене в сторону, что "всё-равно кого выбирать".
boscholeg> Игры где можно было выбрать сторону конфликта существуют уж очень давно. Вспомни тут же Дюну II, там можно было играть за Харконнена. Откровенно отрицательного персонажа.
Согласен. Я написал о личной встрече с этим подходом в своём детском сознании. И, кстати, за Харконнена я не играл. :) Хотя играл в контру за кого придётся. Как раз напоминает ту самую войнушку. Правда, это уже был взрослый период жизни.
boscholeg> Но это все вторично. Играя в войнушку мы точно знали почему хотим быть за своих и не хотим быть за врагов. И такое знание было продуктом воспитания в семье. Нет никаких предпосылок надеяться, что абсолютно коммерческий проект (игра) будет воспитывать мораль и ответственность у игроков.
Ну игры, это только часть. Относительность морали -- это очень популярный подход сегодня. И хочешь-не хочешь, через те же игры дети тоже "воспитываются". Но вообще, я не сгущаю краски, просто написал, скажем так, свои мысли по теме. А как их интерпретировать, конечно, дело читателя. :)
# Re: Войнушка
hugeping(ping,1) — vvs
2021-03-29 09:57:31
vvs> Явно субъективное мироощущение, КМК.
Да, согласен, вполне может быть и так. Но мне лично кажется, что тенденция к воспитанию бизнесом "аморфного индивидуалиста" -- прослеживается.
# Re: Войнушка
vvs(ping,12) — hugeping
2021-03-29 10:09:52
Может быть. Но, знаешь, я настолько не приемлю эту рекламу потребительского общества, что с удовольствием играю за тех, кто против него выступает в игре :) Они, скорее, революционеры. А кто там плохой, а кто хороший - это еще как посмотреть.
Но детей надо воспитывать в _наших_ традициях, а не нам чуждых.
# Re: Войнушка
boscholeg(ping,5) — vvs
2021-03-29 12:27:36
Вот тут абсолютно согласен. Слепое заимствование не приводит ни к чему хорошему. Но увы это стало традицией. Многие воспринимают слепое подражание западной или восточной культуре как нечто само собой разумеющееся и похвальное. Хорошо когда молодой человек способен мыслить критически и став старше сможет переосмыслить свои взгляды и сделать верные выводы. Но ведь так случается не всегда.
# Re: Войнушка
vvs(ping,12) — boscholeg
2021-03-29 12:34:44
В принципе, чёрно-белое разделение на хороших и плохих для качественной литературы не характерно. Как раз наибольшее впечатление производит, когда у безупречного, на первый взгляд, ГГ постепенно проявляется скелет в шкафу, а его несимпатичная немезида начинает к концу игры вызывать сострадание. В этом плане, мне очень нравятся игры в жанре психологического хоррора, например Silent Hill. Их уже не воспринимаешь, как тупое и бессмысленное мочилово - там есть история.